23.10.2010      248      0
 

Интервью с бывалым бизнес — преподавателем, начинающим вебинаристом


Сегодня в гостях у меня человек, недавно начавший вести вебинары. И не просто человек, а сам Михаил Самохин, который уже 22 года(!) преподаёт управление и маркетинг во многих бизнес-школах, руководитель исследовательской группы AD Wiser, консультант, авто-мото путешественник, автор популярных блогов (среди которых motopapa.ru и procrm.su).

Интервью с Михаилом Самохиным (23.10.2010)

Максим Павловец. Михаил, ты бизнес-тренер и консультант с опытом в десятки лет. Что явилось для тебя определяющим, чтобы начать вести вебинары?
Михаил Самохин. Было ощущение того, что новый канал поможет войти в контакт с инет-аудиторией. Как когда-то сама тренинговая деятельность, как и традиционное преподавание в вузах и МВА, помогла быть всегда в контакте с кругом потенциальных заказчиков. Несколько продвинутых коллег активно собирались переходить в онлайн, на меня вышли организаторы первого крупного вебинарского проекта — MBS, кстати, тем летом я им отказал, так как мне показалось не интересным предложение и непрофессиональной организация, а годом позже вернулся к сотрудничеству именно с ними. И потом, зимой мы пообщались с тобой, что и заставило меня принять окончательное решение – освоить инструмент, создать канал, получить компетенцию.

М.П. Опиши первые ощущения от начала виртуального общения с аудиторией.

М.С. Не восторженные. Виртуальный контакт значительно слабее непосредственного, гораздо хуже обратная связь. Понятно, это мой непрофессионализм, но необходимость постоянно задавать контактные вопросы, либо монологизировать достает. Настоящее обучение может быть только личным. Этот вариант, конечно дешевле и проще для слушателей, но удивительное дело – инет совершенно не полон желающими брать информацию даже на халяву. Вообще, мой четырехлетний блоггерский опыт приводит меня к удивительному выводу – в инете удивительно пустынно. То есть, толпа есть, но когда пытаешься найти определенных людей, оказывается, что их очень немного…

М.П. Ты тут задел аж 3 аспекта – сложность контроля внимания аудитории в онлайне, которая, действительно требует подходов, отличных от привычных к обучению в «реале», согласен. Что касается «пустынности» интернета, то рейтинги некоторых ресурсов говорят обратное. Не думаешь ли ты, что в «реале» тоже всегда легко привлечь нужных людей быстро? К тому же настоящей халявы не бывает, так как приходится расплачиваться, как минимум, своим временем.
М.С. В этом и парадокс – кажущиеся бескрайними потоки пузомерок ресурсов и очень ограниченное число целевых клиентов. Халявы не бывает, но в инете привлечь целевую группу немногим проще, чем в офф-лайне.

М.П. Пузомерки, на мой взгляд, подтверждают закон нормального распределения, как и в оффлайне. Теперь, когда у тебя есть опыт проведения вебинаров, по свежим ощущениям, что казалось сложным и что оказалось сложным на деле?
М.С. Сложно разговаривать с камерой без непосредственного собеседника, как с любой съемкой, непросто готовить материал – ведь здесь, в отличие от аудитории нельзя устроить спектакль с рисованием на доске. Можно, но выглядит это весьма коряво, дополнить фразу жестикуляцией. Я, в конце концов, стал пользоватся следующей техникой: сначала пишу текст на тему, потом разбиваю его на логические фрагменты, потом стараюсь визуализировать каждый такой блок. А потом еще и сталкиваюсь с ситуацией нехватки времени. Очень сложно следить за своим образом в перевернутом отражении — право-лево, я бы учел это на месте разработчиков, надо делать «зеркало», трудно читать и мгновенно реагировать на бегущую строку в чате, особенно если участников человек пятьдесят. Должен быть ассистент, который фильтровал бы чат от флуда. Есть чисто технические проблемы, но это, наверное, у каждого софта свое.

М.П. Полагаю, привычки, в том числе рисования на виртуальной доске, у тебя пока не сформировались. После нескольких десятков событий станет проще. А в реальном обучении проблемы нехватки времени нет?
М.С. С рисованием пока просто проблема отсутствия нормальных инструментов — я одним из первых попробовал и планшеты, и интерактивные доски и WiFi-стилусы. Вполне удовлетворительных пока еще нет. Будут. А насчет времени ты прав – она есть и в живом обучении, просто там проще привычно себя отслеживать. Кроме того, живое обучение, как правило, имеет более длительные форматы, в котором легче тонут мелкие проколы с перерасходом времени.

М.П. Пока ты использовал только платформу для вебинаров V-class. Что понравилось в программе, что бы хотелось улучшить?
М.С. Нравится то, что оно работает. Мои презентации и с Винды и с Мака легко конвертируются. Косяки – отсутствие указки в записи, сама замороченная процедура и замысловатый формат последующей записи. Конечно, вебинар должен мгновенно конвертироваться в один из популярных и сжатых видеоформатов. Есть очень существенная задержка между сменой слайда ведущим и тем, что видят участники. Хотелось бы иметь возможность вебинарить с дачного инета, но организаторы утверждают, что очень высоки требования к скорости инета — в этом я ничего не понимаю, т.к. дикий, но зачем мне тогда ноут с камерой? Я бы хотел виндусовым образом сам настраивать размер и местоположение окон на рабочем столе. Наверное, и у участников есть подобные пожелания.

М.П. Должен заметить, Ноут с камерой, подключенный через Вай-фай, Йоту или даже Скайлинк, последний лучше использовать без видеоряда, обычно бывает достаточен. Возможно, организаторы перестраховываются.
М.С. Я бы так и хотел попробовать вести вебинар с бука и по скайлинку. Видеоряд не так важен, тем более, что постановка кадра и свет обычно любительские и оставляют желать лучшего. Или, возможен какой-то промежуточный формат сменяющихся фото, вроде слайд-фильма.

М.П. Хочешь ли продолжать вести вебинары и почему?
М.С. Да, это новый инструмент, не выкидывать же. Инет аудитория будет только расти. И я надеюсь, что рано или поздно найдутся провайдеры, готовые организовывать мои семинары, основной источник заработка, в виде вебинаров. Пока я не вижу успехов провайдеров по продаже он-лайн семинаров. Сейчас я полечу во Владивосток и Иркутск, есть масса нереализованных планов по обучению, собрали небольшую аудиторию на ту, или иную тему. Можно было бы пообщаться в веб-режиме за очень небольшие деньги, потом ненадолго встретиться с группой там в режиме круглого стола, потом при желании продолжить в рамках отдельных тем опять вебинарское общение. Билет на самолет туда очень недешев…

М.П. Последний пример — отличная иллюстрация целесообразности применения вебинаров. Я согласен, рынок организации вебинаров в зачатке, но уже есть компании, активно развивающие это направление. Пробовал ли ты активно взаимодействовать с ними?
М.С. Нет, не пробовал, MBS меня сами нашли, спасибо Катерине Кривцовой. Пока меня может заинтересовать только услуга провайдинга моих семинаров, а организаторы пытаются предлагать услуги площадки и софта. Так что мы пока друг друга не находим…

М.П. Ты работаешь через организаторов, например, упомянутый МБС и Драйв.ру — что ты в первую очередь ожидаешь от них, чтобы тебе было наиболее комфортно?

М.С. Drive.ru выступает заказчиком и пиарит вебинар на портале, организацией занимается MBS. Вернее было бы сказать, что организацией занимается один человек в MBS — Катя, который и тащит весь проект. То, что у вебинары, наконец, пошли, объясняется только тем, что им непрерывно занимаются в течение полутора лет. Опыт проведения первого вебинара на одной из кафедр АНХ совершенно уродский. Все-таки на халяву и на коленке нормальный вебинар не сделать. Хотя я очень старался и контент был приготовлен – просто айс. Второе – провайдеры, как и везде в офф-лайне, в большинстве своем просто не умеют продавать. Понимаю, это непросто, да и продукт не из легких, но мне от этого не легче. Миф о том, что на актуальную тему и авторитетного специалиста народ сам толпами будет собираться, не более чем легенда. Без нормально организованных продаж, даже бесплатного вебинара это только пустая трата времени — час вебинара готовится гораздо тяжелее, чем час аудиторной работы.

М.П. Конечно, народ нужно как минимум информировать. А ещё ему напоминать. А вот про тяжесть подготовки вебинаров прошу подробнее — в каких аспектах она проявляется? Может быть, это тоже, в основном, вопрос опыта?
М.С. Идя на часовой семинар в офф-лайне, необходимо иметь представление об общей структуре материала и готовность быстро скомпоновать необходимое аудитории. В ситуации же вебинара в силу разобщенности нет возможности изменить, скорректировать и дополнить сценарий семинара. Приходится очень четко продумывать структуру и однозначно визуализировать материал. Заметил, что раздел «вопрос-ответ» самый приятный для преподов, но самый пустой для слушателей?

М.П. Лично мне именно раздел «вопрос-ответ» обычно полезнее. У тебя есть блог с хорошей посещаемостью, планируешь ли ты сам организовывать свои вебинары?
М.С. Пока не предполагаю. Не могу пока представить свою аудиторию в качестве покупателей моих тренинговых, или консалтинговых услуг. Все-таки, я создавал свои блоги «для коллег». Может быть, это просто мой непрофессионализм в качестве продажника. Как маркетолог я давно жалею, что не организовал систему дистрибуции себя самого. Бренд вышел, вполне успешно, а вот систему продаж не могу себе представить…

М.П. Тем не менее, коллеги уже покупают тебя, расплачиваясь своим временем за пребывание на твоих блогах. Полагаю, вебинары могли бы стать частью, и, даже изюминкой твоей собственной системы дистрибуции, в том числе, ввиду новаторского восприятия этой технологии.
М.С. Наверное, ты прав, но это то, в чем мне не хватает компетенции – я сознательно всегда занимался содержательной аналитикой, привлекая практических продавцов на аутсорс. Сейчас подозреваю, что и привлечь-то для решения такой задачи некого. Буду рад, если найдутся, готов платить.

М.П. Что же, успеха тебе в поиске таких спецов. Какие навыки проведения вебинаров рекомендуешь "прокачать" тренеру, привыкшему к живым мероприятиям?
М.С. Во-первых, обычную технику презентации, умение работать с контентом и технику установления и поддержания обратной связи. В вебинаре принципиально нет ничего революционно нового, это обычный телефонный разговор с очень плохой обратной связью.

М.П. Принципиально ничего нового, да. При этом, комбинация в одном месте текста, аудио и видео в совокупности с широкими каналами интернет не может дать больше, чем телефон?
М.С. Может быть, мы просто моделируем систему коммуникаций, в которую и превратится обычное телефонное общение.

М.П. Разве зрение, которое мы задействуем, в отличие от телефона, не даёт на порядок больше информационных возможностей?
М.С. Мы привыкли считать "зрением" то, что видим вокруг себя, в то время как реальное восприятие включает десятки каналов получения информации, обратной связи, повторного получения и корректировки — те же реверберации звука, или особенности блеска, фактуры и тени. Веб передает малую часть картинки, дико упрощая в угоду каналу передачи и обрезая все остальное. Поэтому я и говорю о бедности обратной связи. Кстати, качественная передача звука динамиком в ухо может передать такие нюансы дыхания и пауз, которых напрочь лишен микрофон, а фантазия, отключаемая видеоизображением, но присутствующая в телефонном общении, позволяет мгновенно обогащать и домысливать воображаемую картинку. Так что не все так просто.

М.П. Хорошо, будем компенсировать шумы в каналах коммуникаций качественной техникой и технологиями. А что, по-твоему, главное в вебинаре?
М.С. То, что я вижу в большинстве неудачных вебинаров — не технические проколы, а отсутствие содержания. Все-таки жаль времени слушать пустопорожние рассуждения «за все хорошее». Считаю, что плотный информационный поток – залог успешного информационного продукта.

М.П. Ты говоришь о платных пустопорожних вебинарах?
М.С. Пойми, разницы между платными и бесплатными вебинарами, семинарами по форме и содержанию нет. Если в бесплатном пусто, то и за деньги этот человек ничего выдать не сможет. Это опыт общения на конференциях: послушав пиарный доклад на симпозиуме, можно совершенно точно сказать, где за душой есть компетенции, а где «фуфло». Проблема интеллектуальной собственности, IMHO, не существенна. По большому счету в вебинаре важны не слайды и не образы, а способность выстроить и передать, визуализировав некое целостное видение, чем обладает лишь профессионал в своей области. Эти способности и общий профессионализм ни скопировать, ни украсть невозможно…

М.П. Про профессионализм на 100% согласен, желаю тебе полностью получить ту отдачу, которую могут дать вебинары! И спасибо за интервью!

М.С. Спасибо и удачи!


Об авторе: Webinarism

Идеология и технология вебинаров (веб-конференций) для эффективного обучения, общения и продвижения.
Webinar’s technology and ideology researcher.

Ваш комментарий