10.11.2010      414      0
 

Интервью об опыте вебинаризма с представителем Центра Компьютерного Обучения при МГТУ им.Баумана


Не так давно я взял интервью у преподавателя, осваивающего технологию вебинаров. Мне стали интересны точки зрения других вебинаристов от прикладного образования, поэтому сегодня у меня в гостях представитель компании, которая коммерчески успешно использует вебинары в обучении широкому кругу компьютерных навыков, Руководитель направления проектов и e-learning НОУ «Специалист» при МГТУ им.Н.Э. Баумана, Динцис Данил Юрьевич. Представляю вашему вниманию интервью об уникальном, во многом первопроходческом опыте этой компании, предоставляющей возможности дистанционного обучения:

Павловец Максим: Данил, я знаю, что в традиционном обучении ваша компания уже ветеран, празднующий сегодня 19-летие, сам я когда-то осваивал в Специалисте HTML и CSS. Интересно, какая часть ваших курсов вышла в онлайн?
Динцис Данил: На данный момент более 70% курсов из общего ассортимента ведутся в том числе в режиме вебинара.

П.М. Какова динамика доли от общего числа курсов?
Д.Д. За 15 месяцев с момента промышленного запуска динамика в денежном исчислении представила 5-кратный рост. В общей доли продаж вышли на уровень 3% от совокупного оборота.

П.М. Особенно актуальны вебинары, наверное, для иногородних. Какая часть ваших клиентов проживают в других городах?
Д.Д. Примерно 50/50 Москва и регионы. Пробки делают свое дело. Многим жителям Москвы и Подмосковья гораздо удобнее вебинар, чем тратить время на дорогу.

П.М. Похоже, именно в регионах лежит основной потенциал развития, модифицируете ли программу продвижения курсов с учетом региональной специфики?
Д.Д. Регионы, безусловно, являются огромным потенциалом развития. И программа продвижения уже работает. Точнее, можно сказать, не одна, а несколько программ. В частности, в городах, где есть филиалы «Специалиста», эта задача возложена на них. Например, очень активно продвигаются вебинары нашим Ростовским филиалом, который охватывает ЮФО. Ведь в филиале многие курсы идут очно гораздо реже.
Для других регионов мы активно используем различные Интернет-каналы. Ведь наша целевая аудитория именно в Интернете.

П.М.
Каковы основные преимущества и проблемы онлайн-обучения по вашим предварительным оценкам и по факту?
Д.Д. Основное преимущество: мы приближаем на 90% он-лайн обучение к очному. Кроме чисто физического присутствия больше нет никакой разницы между очным обучением и вебинаром. Более того, возникает синергетический эффект в результате обсуждений, обмена опытом между различными участниками: как теми, кто присутствует в классе, так и теми, кто на вебинаре. Для слушателей преимуществом является: экономия времени; возможность участия на занятиях у лучших преподавателей, независимо от места жительства. И экономия средств также немаловажна.

П.М. Я недавно брал интервью у онлайн-преподавателя Михаила Самохина, который особо отмечал значимость потерь невербального общения в вебинарах. Как вы уменьшаете потери невербалики, при помощи которой обычно передаётся львиная доля информации в прямом общении? Может быть дело в специфике, методологии ваших курсов? Пришлось ли их адаптировать под онлайн?
Д.Д. Совершенно не считаю это за проблему. Да и вообще, всерьез говорить о невербальном контакте при видеообщении так, как оно реализовано в платформах поддержки вебинаров, не имеет смысла. Просто представьте, какой невербальный контакт может быть в малюсеньком (72х72 или 100х100) окошке. Кроме того, не забывайте, мы не ведем «чистые» вебинары. Значит, преподаватель не смотрит неотрывно в вебкамеру. Кстати, к вопросу о «феноменальном результате» продолжительности вебинаров, когда удается удерживать вимание по 4 и даже 8 ач (пусть и с перерывами). Это тоже эффект совмещения очного обучения с он-лайном. Буквально на днях несколько наших преподавателей, которым пишлось проводить «чисты» вебинар жаловались в фейсбуке, насколько отсутствует «драйв» и у преподавателя, и у слушателей. Сидеть, уткнувшись в монитор больше 2 часов нереально. Засыпают все. А когда идет живой диалог с группой в классе, то драйв и у преподавателя, и у вебинаровцев. Они подтягиваются. И видеоокошко здесь только элемент отвлечения.

П.М. То есть вы никогда не используете видео педагога?
Д.Д. Нет, и в этом нет особой необходимости. Современные системы передачи видео транслируют маленькое окошко с головой преподавателя. Это не добавляет ценности учебному процессу. Мы получали подобные запросы от некоторых, очень немногочисленных, слушателей и решили провести исследование этого вопроса. В частности, мы привлекли к обсуждению коллег по сообществу e-learningpro. И общее мнение было таково, что трансляция видео преподавателя излишне отвлекает, нагружает канал, не привнося в то же время существенных преимуществ. Вполне достаточно для визуального знакомства выставить фотографии, или максимум, короткий на 3-5 мин. сеанс видеосвязи в начале курса во время знакомства.

П.М. Вообще-то, всё больше платформ дают возможность увеличения видео-окна. Интересно, что на вебинарах основательницы упомянутого вами e-learningpro, посещённых мной, видео докладчика использовалось.
Д.Д. К вопросу об использовании Еленой Тихомировой видеоокна на ее вебинарах. В нашем обсуждении на e-learningpro она также высказалась в пользу мнения, что видеообщение на вебинаре не имеет особого значения, и она использует его больше в качестве инструмента первого знакомства. В чем я лично с ней полностью согласен.

П.М. Как выбрали платформу для вебинара и почему именно Citrix?
Д.Д. Критерии выбора провайдера самые обычные: надежность, стоимость, удобство в эксплуатации.

П.М. Что именно в особенностях Цитрикса в сравнении с конкурентами сыграло определяющую роль?
Д.Д. Мы выделили 3 примерно равнозначных решения: Cisco, Citrix, Adobe. Думаю, ни одна из компаний не нуждается в представлении. Так что выбор мы осуществляли по критериям надежности и стоимости. А конкретный выбор Цитрикса обусловлен уже второстепенными обстоятельствами.

П.М. Не жалуются ли клиенты на отсутствие русского интерфейса в платформе?
Д.Д. Английский интерфейс вызывал нарекания буквально в 4-5 случаях из более чем 1200 проведенных вебинаров. Мы предоставляем нашим слушателям подробнейшие инструкции на русском с пошаговыми рекомендациями. А в случае вопросов наши инженеры в комплексах всегда на связи. Даже на выходных всегда есть дежурный инженер.

П.М. Каковы технические ограничения для ваших онлайн-студентов, разрешение экрана, минимальная ширина клиентского канала?
Д.Д. Разрешение от 800х600, канал от 128 кбит/сек. Вообще бывали случаи, когда слушатели подключались по EDGE на 64 кбит/с, но это экстрим. Для выполнения лабораторных работ на курсах Майкрософт лучше иметь канал 256 кбит/с.

П.М. Сколько максимум участников было на вашем виртуальном событии?
Д.Д. Максимум обычно собирают бесплатные семинары. На них бывало по несколько десятков человек. На платном обучении максимум – 7 человек по вебинару при 16 слушателях в классе.

П.М. Как обходите проблему с блокированием необходимых портов сисадминами клиентов?
Д.Д. С подобной проблемой сталкивались считанное число раз. Просто консультировали админов.

П.М. В демо-записи на вашем сайте есть только захват экрана и аудио. Записывается ли чат?
Д.Д. Да, каждый раз сохраняются записи экрана, аудиотрансляции, чата.

П.М. Как организованы рассылки с напоминанием о начале очередного занятия?
Д.Д. Автоматизированы по определенным правилам: при записи на курс, перед первым занятием. После регистрации в профайле рассылка идет автоматически от провайдера.

П.М. В каких случаях снабжаете педагога помощником?
Д.Д. Пока обходимся силами преподавателя. Пробные подключения помощника при 5-6 вебинаровцах эффекта не дают. «Пульс» занятия чувствует преподаватель, и помощник может только помешать.

П.М. Почему не создали собственную площадку для вебинаров?
Д.Д. Это технически сложное решение: как создание, так и сопровождение. Это не наш бизнес. Каждый должен профессионально заниматься своим делом.

П.М. Какой «разбор полетов» делаете по результатам онлайн-обучения?
Д.Д. Слушатели вебинаров проходят обычное анкетирование по результатам обучения. Оставляют свои оценки и отзывы. Если возникают вопросы, замечания или предложения, мы связываемся и уточняем, что еще хотели бы получить наши слушатели. Это регулярная ежедневная работа. Она ничем не отличается по порядку бизнес-процесса от повседневной работы с очными группами. Соответственно, внедрение in-class вебинаров в основной процесс прошло плавно и сравнительно безболезненно.

П.М. Какая доля вебинаров проводится в режиме Ин-класс (так называют в Специалисте одновременное обучение онлайн и офлайн) против вебинаров в чистом виде?
Д.Д. 100/0. Мы не считаем «чистые» вебинары эффективными. Во-первых с экономической точки зрения. Если вести «чистый» вебинар, то все затраты на его проведение практически приближают стоимость к просто занятию в классе. Следовательно, стоимость для слушателей таких «чистых» вебинаров также будет приближаться к стоимости очных курсов.

П.М. А разве одной из основых ценовых составляющих не является оборудованный компьютерный класс в Москве, который просто не нужен при «чистом» вебинаре? К тому же, половинная цена на ваши онлайн-курсы, в сравнении с офлайном, подтверждает это.
Д.Д. Одной, но далеко не единственной. Кроме того «чистый» вебинар все равно предполагает выделение оборудованного места тренера. Проведение вебинара из неподготовленного и не обеспеченного технической поддержкой места, например, тренером из дома, слишком рискованно. Так что «вебинар из дома тренера» — это решение не для нас.
Кроме того, набрать группу только из вебинаровцев не так просто. В таком случае на проведение занятия существенную финансовую нагрузку составит оплата тренера. Согласитесь, одно дело работу тренера оплачивает 5 человек, и совсем другое, если 12-15.
Во-вторых, и в главных, смешанные очно-вебинаровские группы создают тот самый синергетический эффект для обеих групп слушателей. В частности, для вебинаровцев они позволяют удерживать внимание на должном уровне концентрации длительное время. У нас занятия идут по 4 и по 8 ак. часов. Какая «чисто-вебинаровская» группа сможет заниматься столько времени? Практика обычных вебинаров рекомендует 1, максимум 2 часа. И это правда, потом люди теряют внимание и интерес. А смешанные группы поддерживают интерес взаимно: очные слушатели для вебинаровцев и наоборот.

П.М. Каковы основные возражения студентов при продаже им онлайн-участия и используемые вами способы их снятия? Кроме цены, конечно.
Д.Д. Иногда слушатели в классе говорят недостаточно громко. В этом случае преподавателю рекомендовано дублировать ответ или вопрос слушателя из класса.
Возможные перерывы в связи компенсируются обязательным предоставлением записи. Если у слушателя возникли проблемы со связью на каком-то занятии, то ему запись этого занятия выдается в ускоренном режиме. Но это очень нечастые проблемы.

П.М. Какую часть курсов не готовы виртуализировать? Почему?
Д.Д. Основных групп курсов, которые сложно или даже невозможно вести вебинаром, две:
— курсы по начальной/базовой компьютерной подготовке. Это очевидно. Если человек только осваивает компьютер, то даже подключиться к вебинару, найти окошко чата, подключить и использовать микрофон и гарнитуру для него будет сложновато. Хотя со временем мы рассчитываем подступиться и к этому направлению
— курсы по ремонту компьютеров. Ручная сборка/разборка компьютеров, настройка драйверов не очень совмещаются с режимом вебинара. Хотя кое-какой опыт в этом есть. Например, курсы по построению сетей на Д-линк удается вести с установкой 2-го компьютера, на котором некоторые действия воспроизводятся в записи или в режиме презентации.
— наконец, курсы по компьютерной анимации. Принципиальных противопоказаний к вебинарам здесь нет, но повышаются и довольно существенно, требования к скорости канала.

П.М. Какова была реакция педагогов в начале внедрения вебинаров?
Д.Д. Тоже как обычно при любых новшествах. Есть энтузиасты и традиционалисты. Поэтому, конечно, начинали обкатку и внедрение постепенно. Вначале привлекали только энтузиастов. Оттачивали на них и бизнес-процессы, и методику. Новые преподаватели уже воспринимали вебинары как неотъемлемую обязанность. А затем подтягиваются и традиционалисты. Переходный период по привлечению традиционалистов у нас растянут на 15 месяцев и по плану должен завершиться к 1 декабря.

П.М. Как меняется отношение преподавателей к введению онлайна?
Д.Д. На отношение влияют многие факторы: и работа «на острие прогресса». Это мотивирует многих. Это и денежный фактор. Безусловно, наличие слушателя вебинара налагает дополнительные требования к проведению в части и подготовки материала, и проведения занятия, и дополнительного контроля. Такие дополнительные работы оплачиваются.

П.М. Вспомните неожиданности или курьезы при внедрении вебинаров?
Д.Д. Самый забавный, он же наиболее иллюстративный. Как-то у меня на вебинаре по управлению ИТ инфраструктурой предприятия (ITIL) слушатели в классе отобрали у меня микрофон и погрузились в дискуссию со своими вебинаровскими коллегами. Обсуждали конкретные аспекты применения рассматривавшейся темы. Минут 15. Остались безумно довольны: реально обменялись своим лучшим опытом!

П.М. Какие планы развития онлайн-обучения в Специалисте?
Д.Д. Грандиозные! Мы признаны мировыми лидерами в контексте бизнес-идеи и результатов ее воплощения, что подтверждено наградой LERN за 2010 г. – ведущей ассоциацией профессионалов в области дополнительного обучения и образования взрослых. В планах на будущий год увеличить объем вебинаров в 2-3 раза.

П.М. Спасибо вам за интервью, поздравляю с 19-летием компании, и новых успехов в онлайне!
Д.Д. Спасибо!


Об авторе: Webinarism

Идеология и технология вебинаров (веб-конференций) для эффективного обучения, общения и продвижения.
Webinar’s technology and ideology researcher.

Ваш комментарий