12.03.2012      0      0
 

Интервью об опыте вебинаризма с представителем холдинга «Современное образование»


Продолжаю серию интервью с профессионалами вебинаризма. На это раз у меня в гостях практик, разменявший не одну тысячу организаций вебинаров в одном из крупнейших организаторов онлайн-обучения в России. Прошу любить и жаловать – очаровательная Екатерина Кривцова из холдинга «Современное образование», объединяющего Московский технологический институт «ВТУ», Moscow Business School и Московский Институт экономики, менеджмента и права.

М.П. От коллег по цеху и в среде преподавателей не раз слышал хорошие отзывы о вашей работе по организации большого количества вебинаров, но знания отрывистые. Например, не знаю даже должность и обязанности в холдинге. И как отличаются формальные должностные инструкции от реальности?
Е.К. Моя должность сформулирована так: «Ведущий специалист отдела сопровождения программ ВПО (Высшего профессионального образования)». Также верным будет и самоназвание «руководитель проекта «Вебинары ВПО»». Должностные обязанности в инструкцию прописывала я, так что они максимально полно соответствуют реальности. Правда, впервые масштаб делаемого я осознала, когда принялась писать заявку на помощника-почасовика. Функции делятся на три группы: договорная работа, поиск и переговоры с преподавателями: совместная работа с ними по адаптации их материала под онлайн-специфику, модерирование и архивирование вебинаров.

М.П. Сколько ещё человек занимаются вебинарами в холдинге и как распределена работа, в том числе по аудиториям вебинаров?
Е.К. В зависимости от того, какой тип функций вебинариста взять за основу, то – от трех до 7-и человек. Промо-вебинары от MBS-семинары (открытые для всех желающих), вебинары для MBA-студентов и вебинары для студентов МТИ (ВПО), — вот наши главные отделы. Кроме этого с октября стартовали проекты MTI Lingvo и проф.переподготовка по ИТ, а также в феврале для студентов МТИ : проектами в целом занимаются отдельные люди, но сами проекты осуществляются с помощью вебинаров, которые находятся в ведении существующих отделов.

М.П. Сколько вебинаров вы проводите в неделю, какова динамика за последние годы?
Практикуете ли трансляции в сочетании с очными семинарами, каковы доли очных/онлайновых слушателей?

Е.К. Когда мы начинали в мае-июне 2009г., была установка: довести вебинары до круглосуточного вещания. Потом пришли к пониманию, что это не вполне оправдано. Тем не менее, от 1 вебинара в неделю в июле 2009 пришли к 80-и вебинарам в месяц в 2010г. Плюс 10 репетиционных. То есть, для студента это выглядело, как до 5-6-и вебинаров в рабочий день. Потом умерили чуть-чуть свои аппетиты: сейчас в среднем в рабочий день проходит 1-3 вебинара. Но новые проекты появляются, расширяются наименования вебинаров в разных тематиках, так что, думаю, что мы перекроем собственный рекорд. Вот, например, в День Влюбленных у нас было 11 вебинаров по линии МТИ. А не влюбленные смогли поучить языки и узнать про тепловые сети много интересного.

М.П. Какие платформы используете/использовали, исходя из чего выбираете их?
Е.К. Наши провайдеры платформ: Webinar.ru, Websoft (v-class.ru), Mirapolis (virtualroom.ru), Comdi.com, Webex
С некоторыми провайдерами мы приостановили партнерство, к некоторым, наоборот, вернулись.

М.П. Каковы подходы к выбору, учитывая наличие многих платформ, заинтересованных в столь крупной компании, как в клиенте? Какие необходимые характеристики должна иметь платформа по умолчанию?
Е.К. По умолчанию – возможность работать в нескольких классах одновременно. Куча параллельных проектов в сходное время, даже если учитывать различные часовые пояса, нас обязывает быть готовыми назначить вебинар в удобное всем время. А также провести репетиции с новыми преподавателями в том интерфейсе, который надолго станет им родным.
У разных платформ стандартные компоненты одни и те же. Их исполнение разнится, ну и у каждой из платформ свои дополнительные примочки.
Тем не менее, были и технические особенности, которые влияли на принятие решения о проведении семинаров именно там. Так, предыдущая версия v-class была наиболее экономной по трафику, что позволяло подключать студентов из удаленных районов России и СНГ. Достижения новой версии потребовали чуть больше мегабайт/час, чем было до этого, поэтому при прочих равных мы стали ориентироваться на те платформы, которые позволяют подсоединяться со смартфонов и планшетов и оставлять сообщения в чате. К сожалению, владельцы Ipad и Iphone нами не до конца охвачены, webex — еще не так широко используется, но предложения для их гаджетов мы регулярно отсматриваем.

М.П. Как отличаются основные проблемы онлайн-обучения когда вы только начинали и сейчас?
Е.К. В начале проекта вебинары назначались в рабочее время. Этакий эгоцентризм: «я же работаю именно в рабочее время». Сразу же был запрос от студентов на вечерние вебинары. Годом позже – на вебинары в выходные дни.
Сейчас есть и то, и другое. И это удобно как преподавателям, так и студентам. О модераторах скромно помолчим: на то и есть почасовики-помощники с маниакальным блеском в глазах.
Проблемы с коннектом в регионах до сих пор случаются. Особенно обидно, что на это повлиять мы практически не можем. Еще один момент: компьютерная грамотность участников: каждый месяц мы обучаем новых студентов базовым принципам нашего формата вебинаров.

М.П. Каковы, по-вашему, основные проблемы платформ для вебинаров, чего им не хватает?
Е.К. Чтобы судить глобально, приходится приподнять голову над рутиной. Единая для всех запросов характеристика — простота (юзабилити) для использования наивным юзером.

М.П. В Специалисте мне говорили, что регионы/столица на вебинарах участвуют в равных долях. Как в этом отличается Ваш опыт?
Е.К. Похоже, что так и есть: мы распределяем вебинары так, чтобы было удобно всем временным зонам, однако ради актуальных тем москвичи подчас слушают вебинары с работы, а студенты из Дальнего Востока перед началом дня.

М.П. Поделитесь опытом адаптации обычных курсов под онлайн, а так же способами преодоления дефицита невербального общения в вебинарах?
Е.К. Мало научить студента, надо еще и настроить преподавателя. Перед началом работы с каждым из преподавателей я определяю, какой стиль преподавания им комфортен в принципе. Потом на репетиции мы определяемся, какие мультимедиа-вставки уместны. Я, как правило, намекаю, чтобы их было побольше, но без превращения вебинара в шоу. Кстати, онлайн-голосование перестало оправдывать себя: уж очень громоздко выходит, и платформы уделяют ему меньше внимания. Для целей семинара, а не экзамена, мы ограничиваемся голосованиями на да/нет в чате: получается в разы оперативнее.

М.П. То есть анкетирование онлайн «не пошло» у вас даже на коммерческих вебинарах с высокой важностью обратной связи?
Е.К. Обратная связь на коммерческих вебинарах есть: как же без нее. Но в учебных вебинарах этот инструмент себя не оправдал: иногда нужна наглядная диаграмма для демонстрации участникам: не все платформы её предлагают. Иногда эту диаграмму нужно сохранить и в записи: не на всех платформах эта возможность существовала. Сейчас эту функцию предлагает webinar.ru, справившись со своими трудностями. А Comdi и V-class — предлагают голосование в качестве тестового вида отчетности: при наличии заранее подготовленных тестов в системе lms (программной системе дистанционного образования), нам это не так интересно.

М.П. Сколько максимум участников было на вашем виртуальном событии? Как прошло?
Е.К. 120. Замечательно и позитивно, даже выдали десятку право рисования общих каракулей – онлайн подобие групповой арт-терапии. Готовили еще осенью мероприятие на 300 человек, но пришлось отложить.

М.П. Какие инструменты по привлечению новых студентов находите наиболее эффективными?
Е.К. Не могу ответить на этот вопрос, просто замечу, что общение с руководителями вуза в вебинаре “День Открытых Дверей” действительно помогает людям принять решение. Хотя… один милый случай произошел в прошлом месяце: в 2010 году вебинары были доступны для всех интернет-пользователей и обросли завсегдатаями. В 2011 году доступ к вебинарам по двум из 3-х направлений стал ограниченным. Видимо, один завсегдатаев мужественно терпел разлуку год, но потом в январе связался со мной и, как я понимаю, он уже студент “МБА Старт”.

М.П. Как обходите проблему с блокированием необходимых портов сисадминами клиентов и насколько она распространена?
Е.К. Сейчас эта проблема уже значительно менее существенна. Гораздо больше беспокойства вызывает предустановленный плагин в браузере Гугл Хром. Регулярно рекомендуем клиентам переустановить плагин с сайта Адобе.

М.П. Почему менее существенна? Сисадмины стали добрее или просто выдаёте им инструкцию о необходимости открытия портов и умываете руки?
Е.К. Второе. Если у клиента есть потребность в вебинарах, то это его дело — влиять на политику интернет-доступа в компании. В качестве доп. рекомендаций предлагаем прийти к сисадминам с тортиком.

М.П. Как организованы рассылки с напоминанием о начале очередного занятия?
Е.К. Зависит от департамента. Студенты регулируют сейчас свое расписание с помощью гугл-календарей и календарей в наших системах дистанционного обучения.

М.П. Используете ли вы административные системы отдельные от платформы для вебинаров? Какие и почему?
Е.К. Естественно: система дистанционного обучения с заложенными образовательными модулями, онлайн-лабораториями, подключенными своими и сторонними библиотеками и, конечно — тестами и оцениванием курсовых работ тьюторами. Это пожалуй, жалкое описание двух третей содержания нашей lms.

М.П. Какая у вас система, если не секрет? И на сколько успешно интегрируется с платформами по API?
Е.К. Moodle. Сейчас переходим на систему Moodle 2.0, и API-интеграцию будем настраивать уже для новой платформы: пока терпим безынтегрированность.

М.П. Какими ресурсами по IT обладает ваше вебинарное подразделение?
Е.К. Ресурсы по ИТ аккумулируются под задачи со всей компании.

М.П. В каких случаях снабжаете педагога помощником-модератором?
Е.К. Во всех. Это правило. Но есть и исключение: вебинар по немецкому языку по вторникам в 8 утра. Маленькая слабость модератора. Впрочем, на автопилоте модератор достает ноут из-под подушки и включает вебинар на запись. Ко всему прочему, те люди, которые готовы учить немецкий в 8 утра, очень вдохновляют.

М.П. Какие роли обычно выполняют ваши модераторы?
Е.К. Модератор контролирует запись и ее появление в архиве мероприятий, страхует преподавателя: успокаивает студентов, звонит преподавателю, делает альтернативную звуковую связь. включается перед началом мероприятия и рассказывает все новичкам, отвечает на тех вопросы в процессе вебинара.

М.П. Думали ли создать собственную площадку для вебинаров?
Е.К. Естественно. Сейчас затея слегка погребена под свежими проектами. Посмотрим, что принесет ковыряние в HTML5.

М.П. Какие действия обычно предпринимаете по результатам онлайн-обучения?
Е.К. В формате факультативных вебинарах люди уходят задумчивые и просветленные. В случае учебных вебинаров им ставится оценка, составляющая ⅕ итоговой оценки за дисциплину.

М.П. А как по коммерческим вебинарам для внешних клиентов? И какова доля этих «внешних» вебинаров?
Е.К. Доля внешних вебинаров — примерно четверть общего количества. После промо-вебинаров люди записываются на офлайн-тренинги или заказывают корпоративные. Или же люди связываются с консультантами и наоборот, чтобы записаться на программы Дополнительного профессионального образования (MBA) или высшего проф.образования — МТИ.

М.П. Какие из стереотипов о вебинарах Вы считаете наиболее надуманными? Например, Данил Динцис из Специалиста утверждает, что они легко преодолевают двухчасовую планку эффективных занятий.
Е.К. А где можно посмотреть список стереотипов о вебинарах? В конце концов, стереотипы — тема моего диплома. Да, если говорить о длительности вебинара, можно преодолеть планку 2 часа. Я как-то проводила вебинар длительностью в 3 с половиной часа. Вебинар был учебный, поэтому слушатели не решались разойтись, но отвечали бойко. Однако, чтобы преподаватель оставался в норме, 2-х часов ему довольно. А три часа — предел возможности среднего слушателя. Ну и конечно нельзя забывать о вебинарах по профпереподготовке по ИТ: они изначально нацелены на 2-3 часа ведения, а то и больше, но там все же делаются перерывы.

М.П. По стереотипам — смотрите любой вебинар о вебинарах. Например — длительность, необходимость интерактива и показа педагога.
Е.К. О да! Это точное замечание насчет вебинаров о вебинарах!. По длительности уже сказала. Про интерактивность — очень настаиваю на увеличении доли интерактивности, за редким исключением: иногда ведущему есть что сказать: например доктору наук — и владельцу компании по маркетинговым исследованиям в одном лице: громоздкость слайдов компенсируется кейсами из реального опыта.

М.П. Как меняется отношение преподавателей к введению онлайна?
Е.К. Ну как: вдохновляются, конечно. Лучше я опрошу их для ответа.

М.П. Вспомните неожиданности или курьезы при внедрении вебинаров?
Е.К. Ох! Их так много. Ну, например, один из вебинаров преподаватель вел изнутри шкафа, чтобы избавиться от фоновых шумов перфоратора соседа.

М.П. Класс!
Е.К. Ну так! Это значительно лучше, чем другой преподаватель, вещающий из кинотеатра. Из кафе при кинотеатре.
Еще у одного преподавателя из Воронежа отключили интернет на всяческие работы утром перед вебинаром: он прислал по смс телефон техподдержки, и я изобразила “звонок из Москвы”. Интернет дали! Видимо, коннект обеспечивал человек на крыше, руками сжимая провода.Обидно, правда, что интернет дали ДО времени вебинара, а к времени 15:00 его прекратили снова. Так что, у “звонка из Москвы” есть свои ограничения.
Или вот, одна из ведущих вебинаров занавешивает фон белой простыней, когда включает видеовещание.
А самый живой и обаятельный человек в преподавании предпочитал работать со студентами и специально заготовленными пустыми слайдами, что немного раздражало руководителя отдела контента. Однако впоследствии на одном из вебинаров он упомянул практику работы с корпоративной книгой продаж в его компании: и что вы думаете: сделанная им книга продаж — также обладает только заголовками. И в этом кроется большая мудрость.

М.П. Действительно, у вас не скучно! А какие вообще планы развития онлайн-обучения в MBS?
Е.К. А я разве не сказала? Довести вебинары до круглосуточного вещания. По-моему, все возникающие образовательные проекты работают именно на эту глобальную цель.

М.П. Спасибо за интервью, Екатерина, успехов!


Об авторе: Webinarism

Идеология и технология вебинаров (веб-конференций) для эффективного обучения, общения и продвижения.
Webinar’s technology and ideology researcher.

Ваш комментарий